Сб, Сен 10th, 2011

Мартирос Сарьян

«Художник — певец жизни, а жизнь отрицает зло. Долг художника — пропагандировать любовь к природе, к человеку, к труду».

Мартирос Сарьян

Мартирос Сарьян родился 28 февраля 1880 года в России, в армянском городе Новая Нахичевань, близ реки Дон (ныне входит в Ростов-на-Дону). Предки Сарьяна были выходцами из Ани – древней столицы Армении. Родители будущего художника занимались земледелием. В семье было восемь детей, жили трудно. Между тем Сарьян с особым вдохновением часто вспоминал детские годы, проведённые в степи. Детское восприятие мира навсегда определило роль природного солнечного света и естественного несмешанного цвета в визуальном восприятии художника.

Мартирос Сарьян один из великих художников ХХ века, которого называют мастером цвета и красок. После того, как в 1902 году художник побывал в Ани, древней столицы Армении, поменялась все палитра и образная система первых творческих работ Сарьяна. Художник был поражен этими удивительными и красочными уголками древней столицы, благодаря которым, творческие искания были окончены, и он нашел тот путь, который давно искал — «Я вновь обрёл сказочный мир моего детства» — делился впечатлениями Сарьян.

Позже, Сарьян создает цикл «Сказки и сны», написанный акварелью. Изображенные по своей простой форме фигуры людей и животных, на фоне такой красивой и многообразной, но пока еще условной природы, поражали своей гармоничностью и пластичностью.

С 1908 года в работах Сарьяна акварель полностью заменяется темперой (прим. ред. ТЕМПЕРА — краски, приготовляемые на основе эмульсии — натуральные (цельное яйцо, желток, соки растений) или искусственные (водный раствор клея с маслом и т.д.). В таких работах, как «У колодца, жаркий день», «У моря. Сфинкс», можно увидеть развитие красочной палитры художника. Эти работы насыщенны солнечным светом, а чистые и звучные краски создают искрящиеся переливы всей цветовой гаммы. Произведения Сарьяна всегда отличались особой выразительностью.

Основным принципом работы этого великого художника, является большое соотношение плоскостей чистых, несмешанных цветов, которые и создают обобщенную характеристику воспринимаемых форм и пластичности движения. Простые, незамысловатые сюжеты, строятся путем гармоничного сочетания форм и ярких красок. И не смотря на свободу воображения и абстрагирования, Сарьян сохраняет в своих произведениях простые природные формы.


На смену фантастическим грёзам и воображаемому миру, постепенно приходят более реальные, непосредственные наблюдения природы и окружающего мира. В этот период заметно изменение технических приемов и общей системы виденья художественных образов.

Важным этапом самопознания и познания окружающего мира, стало путешествие в Египет и Персию. В этот период Сарьян пишет исключительно темперой обобщая в каждой картине свои самые яркие впечатления об увиденном.

Путешествие в Египет обогатило творчество Сарьяна. В этот период, работы выражались особой самобытностью и яркостью его собственным стилем. Мартирос Сарьян всегда отличался особой требовательностью к самому себе, и чутьем истинного и подлинного в искусстве. Он никогда не допускал в своем искусстве штампов и предопределенности, пытался вносить что-то новое в свои произведения.

После событий 1915 года, художник долго не мог работать. Но первое, что он создал после всего пережитого, была картина, на которой был изображен букет красных цветов. Он считал, что искусство должно помогать человеку, должно призывать его к борьбе и вселять веру и надежду. Начался новый этап в жизни Сарьяна. «В эти дни страданий я всем сердцем, всем своим существом породнился со своим народом. И не было бы меня как художника, как личности, если бы не выросло во мне это чувство родины. Ей я посвятил всё своё дальнейшее творчество».

Сарьян захвачен любовью к родине, впечатлениями, источником которых является самобытность ее природы, быта, облика людей, ее атмосферы, ее духа. Все это становится теперь темой его работ. В пейзаже он ищет обобщенный образ родной страны. Совершая поездки по Армении, Сарьян начинает создавать рисунки на пленэре (Прим. рек. Планэр — Естественная обстановка вне помещения, в которой работает художник). Наблюдая за природой, он как бы выхватывал из нее быстро меняющиеся под воздействием солнца соотношение цвета и красок. Желание передать реальную, чистую сторону природы и жизни народа, приводит к быстрой, этюдной манере письма маслом. В своих произведениях «Арагац летом», «Дворик в Ереване», «Ереван, этюд», Сарьян концентрирует внимание на характере цвета и линии формы, здесь мы видим целостный и объемный подход к работе. Только Сарьян мог так точно передать внутреннюю сущность увиденного, которая развивается во времени и пространстве жизни, которую можно прочувствовать..

Не смотря на любовь к природе, и работу с пейзажами, Мартирос Сарьян не забывает и о других ведущих жанрах, как портрет и натюрморт, которые интересуют его не меньше. Правда, немного они предстают перед нами в чуть иных сочетаниях и комбинациях, но отличительной чертой всех работ – является стремление к точности. Будь то цветы, фрукты или люди, Сарьян пытается рассмотреть глубь и суть, делая акцент на характерности и индивидуальности. Таким образом, новое мироощущение вызывает перемены в его творчестве. Здесь художник проявляет нереализованную до этого способность, видеть во всем неповторимо — индивидуальное.

Имя выдающегося художника Мартироса Сарьяна известно во всем мире. За свою долгую творческую жизнь, Сарьян написал множество прекрасных полотен. Он удивительно проникновенно передал величавую красоту Родины, своеобразие ее жизни, ее природы, раскрыл людям свой собственный мир — добрый, щедрый, солнечный. И каждая его работа пропитана красотой и ликующей радостью.
«Художник — певец жизни, а жизнь отрицает зло. Долг художника — пропагандировать любовь к природе, к человеку, к труду».
М.С.Сарьян

Метки: , ,

3 166

Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать эти HTML-теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*