Чт, Янв 26th, 2012

Тот кто хочет понравиться другим, надевая чужую маску, – копает себе могилу

ginossyanЗнать свою историю – значит идти вперед и строить благополучное будущее. Специалист по национальным танцам, руководитель этнографического ансамбля «Карин», ветеран национально-освободительной войны в Арцахе, и, просто патриот своей страны Гагик Гиносян знает это как никто другой. Будучи достойным сыном своего народа, Гагик Гиносян делает многое для воспитания молодого поколения, сам являясь показательным примером. Предлагаем вниманию читателей эксклюзивное интервью Гагика Гиносяна Информационному Центру газеты армян России «Еркрамас».

- Господин Гиносян, для начала общий вопрос – откуда мы идем и куда?

– На этот вопрос намного точнее ответили бы историки, но я, исходя из исследований армянской культуры, особенно в сфере армянских танцев, могу с уверенностью сказать, что армянский народ – автохтонный народ, образовавшийся и развивавшийся на Армянском Нагорье, географически находящимся к югу от Кавказского Хребта. В связи с этим, неправильно считать Армению кавказским государством, а армян – кавказцами. Армянский народ образовался в результате слияния нескольких этнических Родов, которые имели общую связь между собой. Они не были похожи на какие-либо другие народы и имели своеобразную языковою группу, от которой стал развиваться армянский язык.

Куда идем… Идем в мир, неся с собой ту цивилизацию, что родилась и развилась на Армянском Нагорье. Думаю ни для кого не секрет, что мы внесли свой весомый вклад в развитие культур многих народов и оставляя свой след в мире.

- Как вы относитесь к тому, что сегодня есть тенденция представлять нас кавказским народом, и ассимилировать нашу культуру культурой кавказских народов?

– Думаю, наш язык, уже символизирует, то, что мы – не кавказский народ. То, что наш язык отдельная группа в индоевропейской языковой семье, говорит о том, что мы – культура отдельная, своеобразная, как говорил Комитас. Для того, чтобы понять, что мы не кавказцы, достаточно обратиться к географии – посмотрев на карту, мы увидим, что Армянское Нагорье находится лишь рядом с Кавказским Хребтом, ни одна часть Армянского Нагорья не входит в состав Кавказа. Такие термины, как Закавказье, Южный Кавказ, Малый Кавказ и т.д. были внесены в обиход во времена СССР и последующие годы. С реальной действительностью они ничего общего не имеют.

- Как бы вы оценили современное молодое поколение? Каким вы его видите? Насколько они знают свою культуру, в частности танцевальную?

– Этот вопрос имеет свои глубокие корни. Еще начиная со времен Царской России, проводилась политика (она продолжалась и в СССР), имеющая целью заставить армян потерять свой национальный облик, отдалиться от своих корней и, в конце концов, исчезнуть как народ. Кончено же эта политика была введена и проводилась также в Турции. В Советском Союзе пропагандировали «социалистическую культуру», восхваляя лидеров – Ленина и Сталина. Это было одним из видов геноцида.

После обретения Арменией независимости, национальная культура должна была бы возродиться, но, к сожалению, либо из-за неправильной пропаганды, либо от того, что было кем-то «продиктовано», прежняя политика продолжилась. Политика низкокачественной культуры, инородной культуры… Все это привело к тому, что молодое поколение разделилось на две части: первая – радикальные и патриотичные ребята, которые, не имея достаточной информации, выискивают и находят национальные ценности, а другая часть – более космополитичная, предпочитает наслаждаться псевдо шоу-бизнесом… Что касается Армянских национальных танцев, то должен сказать, эта сфера не до конца изучена, и многие от незнания, злоупотребляют тем, что сегодня мы имеем. В Советские времена, так называемая социалистическая культура, была далека от исконно Национальной культуры, танцы больше были похожи на балетную хореографию, а костюмы стилизованы, якобы с «национальными мотивами».

И только с 70-ых годов прошлого века, первый раз по телевидению стали показывать народные песни и танцы, благодаря Айрику Мурадяну. Это потом и привело к национальному возрождению в конце 80-х годов. Сегодня надо попытаться вернуть народу, особенно молодому поколению (они наша будущая Армения), национальные танцы. Надо дать возможность народу познать свою великую и могущественную культуру.

- Господин Гиносян, сегодня мы о западноармянских танцах имеем больше информации, чем о восточноармянских. С чем это связано?

– Если пройдемся по территории Восточной Армении, то увидим, что здесь в основном танцуют танцы западных армян. На самом деле, в Зангезуре, Арцахе, Лори, есть некоторые сохранившиеся восточноармянские танцы. То, что танцы восточных армян сохранились относительно меньше, чем западноармянские, связано с тем, что несколько веков тому назад Шах Аббас и другие персидские правители организовали массовые миграции населения Восточной Армении в Персию. И еще в 1915 г. спасаясь от Геноцида и приехав в Восточную Армению, армяне Западной Армении привезли с собой свои танцы, которые нашли широкое распространение.

- Очень хотелось бы узнать о танце «Арцвапар», о его значении и происхождении.

– Название танца связывается с орлиным полетом, и на самом деле движения в этом танце повторяют движения птиц. В армянских танцах есть много «птичьих» танцев. Например, танец амшенских армян «Тртрук». Считается, что название пришло от слово «бабочка» (на арм. «титер») или от повторения корня слова «тричк» (полет) – «тр-тр». Это говорит о том, что у армянского народа был культ птицы. Считалось, что души наших предков поднимались в небеса, становясь птицами.

В последнее время в социальных сетях стали появляться некоторые старые записи советских времен, под названием «Арцвапар», якобы это армянский танец кавказского образца. Но в этих танцах нет ничего общего с исконно армянским танцем «Арцвапар». Должен сказать, что те движения, которые стали употребляться в танцах во времена Советской Армении, не имели никакой связи с армянской танцами. Эти танцы не должны нас волновать, они прожили уже свой век, и их стоит вычеркнуть из страниц истории.

На самом деле все это началось в Тифлисе, при смешивании с культурами разных народов, появились эти гибридные танцы. Они не имели никакой национальной принадлежности. Так же как и танцы Кинто, Шалахо – это общекавказские танцы, где каждый народ имеет что-то свое, но по отдельности эти танцы не принадлежат ни одному народу. Нжде говорил, что если народ не имеет свою национальную культуру, он не имеет лица. И, сегодня, так называемый «Арцвапар» – не наше лицо. Не понятно, это танец лезгин, осетин, аварцев или грузин. Эти виды танцев не нашлись в работах ни у Србуи Лисицян, ни у Комитаса, ни даже у современных искусствоведов, занимающихся изучением танцев. Пора уже понять, что такие танцы не могут дать будущее армянскому народу.

- Что бы Вы пожелали читателям и армянской молодежи вообще?

– Я не из тех людей, что любят поучать других, я бы просто пожелал всем нам вернуться к нашим истокам, к корням. Человек, который потерял свой национальный облик, хочет показаться модным, понравиться другим, надевая чужую маску, на самом деле копает себе могилу. Каждый из нас, кто еще не познал сам себя, не может иметь долгой жизни. Народ, который не самопознался, обречен на исчезновение. Мы должны пройти три основных этапа: Самопознание, Самоуважение и Самоуправление. К сожалению, сегодня, имея независимое государство, мы не можем сказать, что суверенны. Особенно в сфере культуры. Но, уверен, что пройдя эти три этапа (самопознание, самоуважение и самоуправление), мы будем в силе создать завтрашнюю Великую Армению.

Беседовал Артем Сукиасян (г. Ереван), специально для ИЦ «Еркрамас»

Метки: , , , ,

706

Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать эти HTML-теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

*