Вт, Сен 20th, 2011

Хранительница очага

 

 

 

 

Красота и изящество армянских женщин не раз воспевались знаменитыми поэтами, художниками и простыми людьми, которые не могли остаться равнодушными к красоте армянок. Они всегда славились своей чистотой, скромностью и невероятной любовью и преданностью к своей семье. Но армянки являются не только замечательными матерями и женами. На наш взгляд, очень мало сказано о духовной красоте наших женщин, о творческой натуре, о их внутренней силе и мужестве, о том, как в тяжелые минуты они становились опорой для своих мужчин, как на ровне с ними защищали свою Родину…

«Судьбу народов ищите в ладони матери»

Гарегин Нжде.

 

Вот что говорит об отношении к женщине в Армении Барон Август фон Хакстаузен:

«Жизнь и семейная организация армянского народа является по природе патриархальной, но, однако глубоко отличается от других народов в одном: в отношении женщин, в признании их независимости и равноправия, в их благородном отношении к ним, исходящим из представления армян о семье. На мой взгляд, в этом проявляется принадлежность армян к самой высокоразвитой цивилизации. Блестящее их духовное наследие призвано служить залогом их будущего, которое, кажется, предопределено им быть связующим звеном между Европой и Азией».

И действительно, в течение очень долгого времени в Европе подобного обращения к женщине не существовало. Любое проявление «женской самостоятельности» жестоко и публично каралось, сами они вполне официально назывались «ведьмами». Армянская царица Парандзем, которая в 368 году с верным ей 11-тысячным гарнизоном, больше года выдерживала осаду персов в крепости Артагерс, несомненно, была бы возведена в средневековой Европе на костер, ибо «только покровительство темных сил могло помочь ей так долго выдерживать натиск врага». Другого объяснения в те времена просто не существовало.

Армянские царицы же действительно опережали «среднеевропейское время» на целые столетия. Аршамуи – супруга монарха Вагарша II-го, правившего в конце II века, сама кормила детей, и этот пример – кажется, первый в мировой истории. Царица Нушик — жена Артавазда V-го — была прекрасной наездницей и часто побеждала в скачках мужчин. И это в III веке! В Европе же отношение к женщине не претерпело существенных изменений даже в новое время.

Возведению многих известнейших памятников средневекового армянского зодчества и, что особенно важно, их последующему превращению в просветительские центры и оплоты национально-освободительного движения покровительствовали именно царицы, княгини и княжны. По хроникам Степаноса Орбеляна (XIII в.), в числе строительства этих духовных и политических центров – Княгиня Шушан (Жена князя Сюника Ашота) и дочь князя Сюника Бабкена – Амаспруи, которые принимали активное участие в строительстве знаменитого Татевского монастыря.

Сестра основателя Васпураканского царства Гагика Арцруни, жена князя Сюника Смбата — княгиня Софья также известна как строительница. По ее инициативе в 936 году в живописнейшей местности Вайоц дзор строится церковь Гндеванк, куда ею были приглашены первоклассные каменотесы и известнейшие художники.

Армянские женщины средневековья внесли свой весомый вклад в строительство церквей в Ани, Сюнике, Гандзасаре, Арцахе и во многих других уголках Армении. Создавая памятники из патриотических побуждений, любви к родине и народу, к христианской вере, они четко сознавали важность и значение этих сооружений в деле развития культуры и образования. Монастыри и церкви, воздвигнутые ими, стали крупными очагами науки и культуры.

О положении женщины в армянском обществе красноречиво свидетельствует и ее востребованность в творческой сфере в эпоху раннего средневековья. Это очень важная деталь, ибо сам факт занятости женщины в созидательных сферах считается индикатором соответствующего уровня развития общественных отношений. Например, первая французская поэтесса — Мария Французская жила во второй половине XII века в Англии, при англо-норманнском дворе Генриха II-го Плантагенета и Элеоноры Аквитанской. Показательно, что еще четыре столетия до нее в Армении уже созидали поэтессы Хосровдухт Гохтнаци и Саакдухт Сюнеци. В VIII столетии они сочинили множество духовных песен, мелодий и гимнов, почитаемых в народе и исполняемых, кстати, мужчинами. Показательно, что спустя пять веков Мхитар Айриванци вспоминает поэтессу Саакдухт.

В армянской общественной жизни 19-20 веков также было немало активных женщин, и среди них своей широкой и многогранной деятельностью особо выделялась княгиня Мариам Туманян. Мариам Туманян увековечила свое имя в армянской литературе как организатор литературной жизни и меценат. На собственные средства издавала новые книги армянских писателей, положив начало не имеющим аналогов в истории восточно-армянского книгопечатания высококачественным изданиям. Но величайшей ее заслугой перед армянской литературой было то, что она помогала Ованнесу Туманяну до тех пор, пока последний не оказался в состоянии самостоятельно зарабатывать на жизнь своей литературой.

На вершине литературного небосклона, мы видим таких гигантов-мастеров слова, как Мариэтта Шагинян и Сильва Капутикян. К слову сказать, Мариэтта Шагинян, была одной из самых образованных женщин мира. Один только перечень прочитанных ею книг занимает целый том! Она единственный человек в мире, прочитавший все 50 томов французской энциклопедии Дидро и Д’Аламбера. А среди 94 писателей, указанных в «Библиографическом указателе Армянской Литературы» (Ереван, 1972 г.) перечислены такие известные женщины как Рипсимэ Погосян, Маро Маркарян Анжела Степанян, Анаид Секоян и многие другие наши талантливые соотечественницы.

В области изобразительного искусства нельзя не назвать имена таких талантливых армянок-скульпторов ХХ века, как Аревик Урарту, Мариам Акопян, Тереза Мирзоян. Стены многих музеев мира украшают полотна признанных живописцев-армянок: Наны Гюликехвян, сестер Ерануи и Мариам Асламазян. Из наших современниц наиболее известны такие имена, как Гаянэ Хачатрян, Кнарик Оганесян и др. Этот список можно продолжать бесконечно…ведь со временем, гениальных работ наших сестер становится все больше, и они становятся известными не только у себя на Родине, но и приобретают мировую славу, признание и бесконечное уважение любителей искусства с разных уголков мира.

Среди женщин — музыкантов, наиболее известны Лусинэ Закарян, Арев Багдасарян, Гоар Гаспарян, Сильвия Вартан и Рози Армен из Франции; Изабель Байракдарян, которая была номинирована на премию Грэмми в категории «Лучшее вокальное исполнение»; джазовая певица Татевик Оганесян, которую называют королевой джазового вокала. Также, своим непревзойдённым мастерством и безграничным талантом поражают пианистки Светлана Навасардян и Мария Гамбарян, виолончелистка Медея Абрамян и скрипачка Зоя Петросян.

Нельзя не сказать и еще об одной удивительной черте армянской женщины — это готовность к самопожертвованию. Безымянные девушки, которые в жестоком 1915 году, спасаясь от наступающей по пятам турецкой кавалерии, уносили с собой, поделив на две части рукописи Мушского монастыря, кажется, были прямыми потомками Айка Наапета.

Сосе Майрик – участница армянского национально-освободительного движения, поддерживая под руку мужа — сасунского фидаина Ахбюра Сероба, отравленного и еле стоящего на ногах, подняла его на гору возле села Гелиегузан. Находясь рядом с мужем, восемь часов насмерть сражалась с турками. Когда Сероб и старший сын Андраник погибли, она одна продолжала бой.

В дни самообороны Вана союз армянских женщин (руководители Саломе Джрбашян, Анна Терлемезян, Заруи Шалджян) готовил для бойцов одежду, ухаживал за ранеными. Они участвовали и в боевых действиях. Дерзкую, отважную вылазку совершила 17-летняя Искуи Амбарцумян. В одну из передышек между боями нужно было разведать, остались ли турки на позициях в саду «Шахбендер». Пока мужчины прикидывали, кого послать в разведку, миниатюрная веснушчатая смуглянка сняла с себя маузер, сказав, что пусть хоть маузер уцелеет, если с ней что-то случится. Минуты тянулись невыносимо, потом послышалась стрельба, и павшие духом из-за девушки бойцы увидели ее саму, живую и невредимую. Искуи удостоверилась, что турки оставили позицию, и армяне тут же заняли ее, укрепив свои боевые порядки. Искуи была награждена орденом «Почетный крест». А при захвате здания полицейского управления, бойцам помогла мать шестерых детей Ахавни Варпетян.

Сосе Аракелян — во время Арцахской войны превратила свой дом в казарму. Кормила и поила 30-40 бойцов, латала их одежду. Эту 76-летнюю истинную армянку называли Матушкой.
Во время войны в Арцахе, более двухсот армянок – врачей, медсестер, педагогов — добровольно воевали на первой линии. Четверть из них так не вернулись…

А в книге Гайка Хачатряна «Тигран Великий» описывается, как небольшая группа армянских женщин отомстили убийцам-римлянам, которые уничтожили их родных и близких. Переполненные горем от утраты родных, эти смелые женщины не жалея жизни храбро сражались с римскими воинами. И не смотря на преимущество противника, через два часа бой окончился победой армянских женщин. Они не только отчистили от врага родной Капан, но и освободили захваченных римлянами девушек.

Все это далеко не полный список заслуг и талантов армянских женщин, которыми гордился и гордится наш народ. Среди них есть знаменитые и почитаемые врачи, ученые, общественные деятели, великолепные актрисы и дипломаты…В армянской истории, выдающихся мужчин-гениев с мировой известностью гораздо больше, чем женщин. Но это объясняется лишь тем, что на протяжении всей истории, самой главной и значительной миссией для армянских женщин, была и остается воспитание этих гениев.

Метки: , , ,

2 294

Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать эти HTML-теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*