Вс, Ноя 6th, 2011

Жизнь и творчество Мартироса Сарьяна

«Художник — певец жизни, а жизнь отрицает зло. Долг художника — пропагандировать любовь к природе, к человеку, к труду». (с) М. С. Сарьян. Армянский народ дал миру множество талантливых и гениальных людей, чьи имена вошли не только в сокровищницу армянского народа, они так же являются достоянием всего мира. Среди множества таких талантливых и гениальных имен стоит и имя Мартироса Сарьяна, армянского живописца, “певца” жизни, “певца” Армении.

Мартирос Сергеевич Сарьян родился 28 февраля 1880 года в армянском городке Новый Нахичевань близ Ростова-на-Дону в армянской многодетной семье. В семье было девять детей, — шесть братьев и три сестры. Мартирос был седьмыми по старшинству. Предки Сарьяна были выходцами из Ани – древней столицы Армении. Родители будущего художника занимались земледелием. Они владели небольшим участком земли на хуторе близ города, жили очень скудно. На хуторе прошли детские годы Мартироса Сергеевича. Он вспоминал: «В степях Приазовья, недалеко от речки Самбек, заросшей камышом, протекающей по зеленым лугам, немного выше ее берегов на бугорочке, отец мой построил домик из сырцовых кирпичей, покрыл его крышу камышом, и мы зажили в этом одиноком домике в степи… Величественное небо и широкая степь, с буграми и «миражными курганами» на горизонте, давали возможность наблюдать за всеми явлениями природы… Высокие травы с бесконечным количеством цветов, с реющими над ними миллионами многоцветных бабочек и снующих под ногами или греющихся на солнце ящериц. Яркое солнце, до изнурения жаркие дни… Детское восприятие всего этого неописуемо грандиозно и фантастично…»

 

Картина Мартироса Сарьяна

Картина Мартироса Сарьяна

В 1887 году Мартирос переезжает в город Нахичевань-на-Дону, где живет у старшего брата Ованеса. Нахичевань тех лет — один из центров армянской культуры, историю и традиции которой Мартирос Сарьян многосторонне, тщательно и с искренним увлечением изучал еще с отроческих лет. В пятнадцать лет Мартирос Сарьян заканчивает армяно-русское общеобразовательное городское училище. В этом же возрасте у Мартироса появляется первое влечение рисованием, когда он работал в нахичеванской городской конторе по распространению журналов и газет. «В свободное время я увлеченно читал газеты и журналы, рассматривая иллюстрации… Среди посетителей иногда попадались интересные типажи. Я садился в глубине конторы, в левом углу у стола и начинал рисовать, конечно, так, чтобы посетители ничего не заметили».

В 1897 году Мартирос поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. 1900 по 1902 годы в месяцы летних каникул Мартирос Сарьян вместе со своим товарищем из училища, Геворком Мианасаряном, совершает путешествие по Кавказу и Закавказью. Это путешествие оказало сильное влияние на молодого художника, как в последствии написал сам Мартирос: — «Моя поездка в Закавказье через Владикавказ по Военно-Грузинской дороге, через Тифлис, Лори в Ереван была для меня событием потрясающим. Это и предопределило, можно сказать, мой дальнейший путь… Приазовские степи с их разноплеменными жителями — русскими, украинцами, армянами, греками, красочные южные города, полная волнений московская жизнь, Училище живописи, кавказские путешествия — целая жизнь, огромное разнообразие впечатлений, эмоций, лиц, эпизодов, центром которых для меня уже стала древняя Армения…

Картина Мартироса Сарьяна

Картина Мартироса Сарьяна

Горные хребты со сверкающими снежными вершинами, скалы, ущелья с бурными реками, пригорки со стадами овец; уходящие вдаль нагроможденные друг на друга голубые горы; стада буйволов, лениво пасущихся на низинах или купающихся в мутных арыках; караваны верблюдов, движущихся по желто-розовым пыльным равнинам у Каспия, и, наконец, воды Каспия и многое другое произвело на меня неизгладимое впечатление, поставило передо мной задачу найти какие-то новые средства передачи своих чувств и переживаний. Средства у меня были ограниченные, я постепенно овладевал языком живописи; палитра была у меня еще серая. Школа мне очень много дала, но во мне только-только начинал зарождаться художник… Запала мне в голову эта мысль найти какое-то новое оружие, новые средства, чтобы лучше и сильнее передавать свой восторг и переживания… На этой большой и тернистой дороге самой главной вехой и точкой опоры стала родная Армения с ее неповторимыми пейзажами и всем колоритом быта ее народа. Я избрал эту дорогу. Никакой другой путь не привлекал меня больше, чем этот».

Во время этого путешествия художник посещает Ани, древнюю столицу Армении, землю его предков. Изучение армянского искусства, природы Армении, жизни родного народа оказало огромное воздействие на все духовное и творческое формирование Сарьяна. В последствии он писал: «Столица Багратидов, прекрасный город Ани, горестно смотрит на нас ныне своими изумительными руинами, олицетворяя величие духа людей, создавших эти чудеса искусства».Со времени этого первого путешествия на юг Сарьяна ясно осознал цель своего творчества: «Выразить сущность загадочного Востока».

В 1903 году Мартирос Сарьян заканчивает училище, получив диплом и две серебряные медали. Художественное образование продолжилось в портретной мастерской училища (1903-1904 гг.), которой руководили В. А. Серов и К. А. Коровин. В 1900-х годах участвовал в выставках художественных объединений «Голубая роза», «Союз русских художников», «Мир искусства», «Четыре искусства». Сильное влияние на стиль Сарьяна оказала живопись П. Гогена и А. Матисса.

С 1910 по 1913 годы Мартирос Сарьян совершает ряд поездок в Турцию, Египет и Иран. В 1915 году Сарьян приезжает в Эчмиадзин, с целью помогать беженцам из Турецкой Армении. В 1916 году Мартирос женится на Лусик Агаян, дочери армянского писателя Г. Агаяна. Тогда же Сарьян участвует в организации Общества армянских художников и «Союза армянских художников». В том же году он оформляет изданную В. Брюсовым «Антологию армянской поэзии».

 

Автопортрет Мартироса Сарьяна

Автопортрет Мартироса Сарьяна

После Октябрьской революции 1917 года Сарьян приезжает с семьёй в Россию. В 1918—1919 годах М. Сарьян живёт с семьёй в Новой Нахичевани. Художник становится инициатором создания и первым директором Армянского краеведческого музея в Ростове-на-Дону. Сотрудничает с театром «Театральная мастерская».
В 1921 году по приглашению председателя Совета народных комиссаров Армении А. Мясникяна переезжает на жительство в Армению. С этих пор он посвящает жизнь изображению её природы. В числе его работ в эти годы — создание герба Советской Армении и оформление занавеса первого армянского государственного театра.
В 1926 художник переезжает в Париж. «При помощи моих старых друзей – семейства Будагян (я давно познакомился с ними в Москве) я снял за сравнительно скромную плату помещение близ бульвара Сен-Мишель. В своей парижской мастерской я намеревался работать только «для себя». Однако, когда подворачивался случай, я продавал некоторые картины, чтобы чуть пополнить свой тощий бюджет…».. В 1928 году большая часть его работ, выставленных году в парижской галерее Жерар, сгорела во время пожара на корабле при возвращении на родину.

Произведения Сарьяна в тридцатые годы экспонируются на выставках в Москве, Ленинграде, Ереване, Ленинакане, а также за рубежом – в Вене, Венеции, Стокгольме, Берне, Цюрихе, Копенгагене, Нью-Йорке, Филадельфии, Питсбурге.

За декоративное панно для павильона СССР на Всемирной выставке в Париже (1937) удостаивается Гран-при.
В течение последующих, десятилетий искусство Сарьяна шагало в ногу со временем и жизнью страны. Замечательный поэт красок, он создает огромную галерею картин, воспевающих родную землю и трудового человека, создает прекрасные театральные декорации, панно и книжные иллюстрации.
В ознаменование Победы художник пишет самый большой из своих натюрмортов – «Армянам – бойцам, участникам Великой Отечественной войны. Цветы». В 1945 году Мартирос Сарьян награжден орденом Ленина и медалями «За оборону Кавказа», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
С 1946 г. трижды избирается депутатом Верховного Совета СССР, а начиная с 1959 г. до дня кончины является депутатом Верховного Совета Армянской ССР.

В 50-60-е годы, когда художник вошел «в долину лет преклонных», сотни людей, посещающих его мастерскую в Ереване и персональные выставки, быстро убеждались: Сарьян не просто «еще пишет», а настойчиво, даже в странном для такого возраста споре с самим собой, ищет иных, чем раньше, решений. Родина высоко оценила заслуги М. С. Сарьяна. Он награжден тремя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени и «Знак почета».

 

Мартирос Сарьян за работой

Мартирос Сарьян за работой

Сарьян прожил долгий век. «Цвет – это истинное чудо! – восклицал художник, – В сочетании с солнечным светом он создаёт внутреннее содержание формы, выражает суть вселенского бытия». Для армянского изобразительного искусства он стал самой крупной фигурой, и эволюция его творчества представляется, поэтому, наиболее поучительной.

Мартирос Сарьяном восхищались многие, в их число входил и Уильям Сароян, который посвятил Мартиросу Сарьяну рассказы. В произведении «Выжил» У Сароян пишет: «Да, Мартирос Сарьян армянин, а это значит, что он выжил. Поэтому вслед за его именем идет имя Марка Шагала…Их роднит еще и невероятный талант — превращать все мертвое в живое. Вы не увидите погромов на картинах Шагала и не увидите резни на картинах Сарьяна. Они — маленькие дети с широко раскрытыми глазами, они радуются жизни умом и сердцем.
В последние годы у Мартироса Сарьяна сложилась своя манера рисования, которая подходила для него в той мере, в какой с возрастом позволяло здоровье. Маленькими штрихами он рисовал прекрасные, причудливой формы пейзажи…»

Портрет Уильяма Сарояна, нарисованным Мартирос Сарьяном.

Портрет Уильяма Сарояна, нарисованным Мартирос Сарьяном.

Мартирос Сарьян скончался 5 мая 1972 в Ереване. Похоронен он в пантеоне парка им. Комитаса. За несколько часов до смерти Сарьян едва слышно попросил: «Дай мне попить воды, нисходящей с чистых небес Армении». Родина была для Мастера воплощённой сказкой, и этой сказкой завершилась его жизнь.
Сарьян — символ Армении. Символ, пробуждающий в человеке «чувства добрые». Искусство, подобное искусству Сарьяна, сильнее времени и национальных границ. Оно — как осанна свету, осанна всему прекрасному на земле, и оно вечно. Про Сарьяна говорят: «Сначала величайший виртуоз Сарьян нарисовал Армению, а потом Бог создал ее».

Хотелось бы завершить статью словами Мартироса Сарьяна: «Человек есть микроскопическая частица вселенной, вложенное в человека «Я» есть сама вселенная; только через человека природа осознает свое величие и ничтожество. Для каждого человека существует красота, ему свойственная, которую он понимает, которой он живет. Мир прекрасен. В человеке есть все, все он может найти в себе, если найдет ключи тайн души своей. Человек должен верить в лучшее, он не может жить без веры».

Метки: , , , , , , , , , , ,

5 433

Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать эти HTML-теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*