Пн, Ноя 21st, 2011

Аршил Горки. Жизнь и творчество.

200px-Gorky«Как возвышенный поэт, так и художник — Горки был человеком многих настроений и аспектов, одновременно робким, теплым и буйным, нежным обожающим отцом, сострадательным учителем, учеником большой живописи прошлого, плодотворной фигурой в кузнице нового американского искусства, появившийся в конце 40-ых, автор нескольких значительных картин нашего времени. Гордый и меланхоличный человек, который испытал крайнюю нищету и страдание, он был и чувствительным и высоко духовным. Человек многих противоречий, страстно преданный своему армянскому наследию, он любил искусство прошлого, несмотря на то, что был вовлечен в увековечивающую борьбу для создания нового направления в живописи. По мнению его друзей и поклонников, его отношение к искусству 1950-ых можно было сравнить с отношением Сезанна к революционной живописи начала XX века. Как Сезанн предвосхитил кубизм Пикассо и Брака, так Горки предвещал приход века независимого и прогрессивного американского искусства». (с) Диана Уолдмэн

Аршил Горки американский художник, армянского происхождения. Он считается одним из влиятельнейших американских художников XX века, его картины выставлены во всех крупнейших галереях США, а также в лондонском «Тэйт». Горки один из основателей «абстрактного сюрреализма».
Аршил Горки, настоящее, имя которого Востаник Манук Адоян, родился 15 апреля 1904, в селе Хорком, близ Вана.

В 1915 году, спасаясь от геноцида и связанных с нею преследований армянского населения, вместе с матерью и сестрами покидает Ван. Через Игдир, Эчмиадзин он с семьей добирается до Еревана. В 1919 году его мать трагически умирает от голода в Ереване, после чего он с сестрами переезжает в Тбилиси, затем в Батуми. А в сентябре приезжают в палаточный лагерь для армянских беженцев в Константинополе.

В 1920 году Горки эмигрирует в Америку, в Провиденс, Роуд Айленд к отцу, которого не видел 12 лет. Там же он посещает Рисовальную школу штата Род-Айленд в Провиденсе. В 1921 году он переезжает в Вотертаун. С 1922 по 1924 годы Горки учится в Новой школе дизайна. А за пропитание он моет посуду в ресторане. В 1924 году уже появляются его первые работы под псевдонимом Archele. В1925 он поступает в Национальную академию дизайна, но через месяц уходит из академии. В октябре поступает в Центральную школу искусств. С 1926 по 1931 год Горки преподает в Рисовальной школе и Центральном художественном училище. В своем артистическом псевдониме он соединил имя «Аршил» (армянское «Ахилл») с фамилией «Горки» в честь Максима Горького. В 1927 Горки приобретает мастерскую на Washington square. А в1930 — переезжает в новую мастерскую на Union square.

В 1930 году работы участников группы, в которую входил и Горки, были выставлены в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Первая персональная выставка Горки состоялась в Галерее Меллона (Филадельфия) в 1931 году.

В 1930-e годы Горки тесно сотрудничал со Стюартом Дэвисом, Виллемом де Кунингом и Джоном Грэмом. В 1934 Горки становится членом Союза художников. В 1935 Горки начинает работать в администрации Federal Art Project. Также он читает лекции на выставке абстрактного искусства в галерее «Boier». В том же году он публикует лекции «Методы, цели и значение абстрактного искусства». С 1935 по 1939 годы он расписывает 10 панно (холст, масло) для 7-этажного здания Federal Art Project. Также в этот периодн он работает над картинами о родном селе Хоргом, занимается станковой живописью. Создает работы, основанные на интерьерной живописи мастерской Пикассо. В 1939 году делает росписи для зданий морского и воздушного транспорта. В том же году Аршил становится гражданином США. В 1940 Горки начинает преподавать в Центральной школе искусств. В 1944 году он познакомился с Андре Бретоном и другими известными сюрреалистами.

Последние годы жизни Горки были полны трагических событий: в 1946 сгорает мастерская Горки вместе с работами, после у художника обнаруживается рак. В 1948 он попадает в автокатастрофу, где получает перелом шеи. Рабочая» рука лишается подвижности. А жена покидает его, забрав с собой ребёнка. Все это отразилось на душевном состоянии художника и в 1948 году на 44 году своей жизни в мастерской Мермана, Аршил Горки кончает жизнь самоубийством, через повешение.

Аршил Горки долго искал свой путь в творчестве, свою манеру отображения жизни через призму живописи. Как он сам заявлял, — «Форма – это язык данного времени и она должна развиваться неотступно. Многие эмоции и переживания вечны, одни передаются быстрее, чем другие. Что еще означает художник, если не творец, который хочет поделиться. Я ищу форму или язык, чтобы выразить мои идеи для нашего времени…»
Свой путь, как художник начинал он с вещей традиционно-фигуративного рода (Автопортрет с матерью); так же увлекся П.Сезанном, П.Пикассо и В.В.Кандинским.  Большое влияние на него оказала встреча с Р.Матта.

Вскоре, у Горки развивается принципы сюрреализма в сторону все большей беспредметности, и он становится одним из самых значительным мастером абстрактного экспрессионизма. Переходной от фигуратива к абстракции стала серия Сад в Сочи (1940–1942). Писал Горки красочные, нередко нарочито-загадочные по названиям полотна с зыбкими формами, которые резко выделяются на цветном фоне, напоминая фрагменты судорожно пульсирующего организма. Иной раз в этих фантасмагориях угадываются – в виде воспоминаний о детстве – приметы традиционного крестьянского быта. Среди его произведений – «Лист артишока как сова», «Печень как петушиный гребень», «Как вышитый передник моей матери разворачивается в моей судьбе», «Помолвка 2».

Хоть Аршил Горки и жил в Америке и считался американским художником, он себя считал армянином. Он любил свой народ, свою Родину. Из письма Горки своей сестре: — «Мысли обращаются к родине, молодости и ароматам Армении. Могут ли океанские горизонты или просторы России и Китая сравниться с мощью вершины Арарата? Думаю, нет. Мы, армяне, великий народ с большими мыслями, этому способствовал сам устрашающий характер природы Армении с ее мускулатурой гор. Итак, великая Армения, издревле рожденная среди величия. Армяне все еще взваливают на себя большие, весомые мысли, которыми отличается наша нация».

Горки очень любил свою сестру Вартуш и всегда писал ей в Армению меланхоличные письма, где он рассуждает о трагической судьбе Родины, о смерти матери.

Образ своей матери он проносит через всю свою жизнь. Поэтому одной из самых известных его работ является — «Автопортрет с матерью». Горки в разные годы сделал несколько вариантов этой картины. Источник «Автопортрета» — фотография маленького Востаника с матерью, сделанная в Армении в 1912 году.
Он никогда не забывал и ужасы, пережитые им в годы гонения на армян. В своем письме сестре он пишет: — «Резня, кровь нашего народа на руках турок. Дорога смерти, наши родные и друзья, гибнущие в бою у нас на глазах. Утрата родного дома, разрушение нашей страны турками. Голодающая мать у меня на руках. Дорогая Вартуш, мое сердце щемит даже сейчас, когда я об этом говорю»

Переживший геноцид Горки упоминается в романе «Синяя борода» К. Воннегута в качестве друга главного героя Рабо Карабекяна, тоже художника-экспрессиониста и армянина по происхождению. О жизни Горки был создан фильм «Арарат» А. Эгояна, так же пьеса Чарли Мии «Отель Кассиопея». В память Горки в 2000 году была выпущена почтовая марка в Армении.
Анализируя всю жизнь Горки можно сделать вывод, что он всю жизнь искал себя, в жизни, творчестве. У него было трагическое детство. Ужасы, увиденные им в Армении, преследовали его всегда, но он никогда не забывал свою Родину, и вспоминал ее с теплотой и любовью. Он хорошо знал историю своего народа, и понимал душу своего народа. Он был частью своего народа. «Он был армянином до мозга костей, сильно любил свой язык, был предан родному искусству, любил Армению крепко и всегда говорил: «Однажды я вернусь на родину, но только тогда, когда я буду твердо стоять на ногах, чтобы прославить ее». Не успел вернуться. Но прославил ее своим искусством…» -Вартуш Адоян-Мурадян.

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , ,

4 248

Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать эти HTML-теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*