Вс, Сен 25th, 2011

История армянского театра

Армянский национальный театр впитал все лучшее от богатой национальной культуры, уходящей корнями в глубокую древность…

Армянский трагедийный театр возник очень давно — в эпоху становления рабовладельческого строя. То есть, приблизительно, в первом тысячелетии до нашей эры. В отличие от греческого театра, возникшего на базе культа бога Диониса и связанных с ним ритуальных шествий, носящих жизнеутверждающий характер, древний армянский театр также вышел из древнейших культов и обрядов, но носил больше героико-эпический характер. И был связан с культом предков, культом древних героев, воспевающим их бессмертные подвиги, культом древнего армянского бога Гисанэ, умирающего и вновь возрождающегося. Также, он был связан и с древними погребальными обрядами, отражающими уважение уходящим по ту сторону жизни. Древнеармянский комедийный театр развился из шуточно-веселого пения — катакергутюн, — которым сопровождался церемониал древнего культа, связанного с «воскресающим божеством», с обрядом радостного празднования возрождения природы, наступления весны, воспеваниями в честь богини плодородия Анаит.

Первое известное в Армении театральное здание по эллинистическому образцу и предназначавшееся для большого числа зрителей построил царь Тигран II Великий (95-55 до н.э.) в своей новой столице Тигранакерте в 69 г. до н.э., где приглашенные им греческие артисты ставили греческие трагедии и комедии. Когда греческие трагики появились в Армении, они застали там искусство «гусанов» (слово, тождественное греческому «мимос» и обозначающее играющих или поющих в театре) на определенной стадии его художественного развития – на пути перехода от языческих культовых обрядов и действий к античному театру. Это позволило армянам увидеть в привезенной из Греции античной трагедии уже нечто хорошо знакомое, имеющее свое местное наименование. Начало армянскому национальному театру положил сын Тиграна II — царь Артавазд II (54-34 до н.э.). При нем в 53 г. до н.э. в городе Арташате, где до этого ставили трагедии и комедии греческих авторов, был создан армянский театр. Как свидетельствует римский историк Плутарх, было сыграно много спектаклей, в том числе трагедия Еврипида «Вакханки». Римляне считали Арташат крупным, хорошо построенным городом — «Карфагеном Армении», как его называет Плутарх. Начиная с этого времени многочисленные факты, подтверждают непрерывность существования многообразного по жанрам и видам армянского профессионального театра.

В Армении театр был неотъемлемой частью городского быта. Большой популярностью в народе пользовались также бродячие труппы комедиантов, мимов, канатоходцев, которые разыгрывали на улицах бытовые сценки, выставляя на всенародное осуждение человеческие пороки. Но не смотря на огромную популярность театра, большая часть армянского духовенства отвергала театр как институт опасного язычества, мешавший глубокому освоению христианства. Церковь строго запрещала верующим ходить в театр. Актеров церковники выразительно называли колдунами-чародеями и налагали на них двухлетнее покаяние. Такого рода борьба христианской церкви против языческого искусства античного театра велась также в Византии и Сирии. Но зрители спектаклей армянского театра V века по своему мироощущению по-прежнему оставались язычниками, поклонниками богини плодородия Анаит, богини любви Астхик и бога животворящего солнца Михра.

Между тем известно, что уже сравнительно рано в старейших восточных христианских церквях (сирийской, греческой, армянской) началось использование элементов театральности в богослужении. Некоторые из этих театральных элементов держались недолго, другие же сохранились до наших дней, например алтарь в армянской церкви, который устроен в точности как театральные сценические подмостки.

Храм на острове Ахтамар, как уникальное произведение армянского искусства, занимает видное место в истории театра, потому что на стенах храма изображены театральные маски. Среди доказательств непрерывного существования армянского театра на протяжении 2000 лет ахтамарские материалы имеют первостепенное значение.

В эпоху позднего средневековья театр занимал видное место в общественной жизни Армении — театральные представления получили распространение в Васпураканском княжестве, в Анийском царстве, в Киликийском королевстве. В XII веке возникает театр в королевстве Киликии, куда перемещается центр культурной жизни армянского народа. К этому же времени относятся первые дошедшие до наших дней произведения армянской драматургии: мистериальная драма «Адамова книга» Аракела Сюнеци.

В XIV в. Армения потеряла свою самостоятельность, и театр стал постепенно угасать. На смену ему пришел Армянский театр нового времени.

Начиная с 1824 года в Тбилиси, в армянской Нерсесяновской школе ставились спектакли на армянском языке, а в дальнейшем игрались на разных сценах города. Если до 1850-х годов театральные представления носили случайный характер, не имелось постоянных артистических трупп, то во второй половине XIX века положение изменилось: представления стали более или менее регулярными, возникли новые, относительно постоянные театральные коллективы, появились профессиональные артисты. В 1850-1860-х гг. ряд исторических драм и бытовых комедий был поставлен в армянских общинах Москвы, Тифлиса, Константинополя, а также в Ереване, Александрополе и других городах.

В Тбилиси первый профессиональный армянский театр, возглавляемый Геворком Чмшкяном, был открыт в 1856 году и назывался “Артистакан татрон” (“Артистический театр”). Он считается матерь-театром (майр-татрон) армянского народа. Под руководством Г. Чмшкяна в театре выросло первое поколение актеров: К. Арамян, Г. Мирагян, С. Шагинян, Сатеник и др. В этот период с театром сотрудничали драматурги: Н. Алададян, Н. Пугинян, М. Тер-Григорян и, конечно же, основоположник армянской реалистической драматургии Габриел Сундукян. Тбилиси был не только театральным центром тбилисских армянских актеров, он также способствовал появлению талантливых армянских актеров, проживающих в Западной Армении: таких как Петрос Адамян, Сирануйш, Д. Турян и многих других.

В последующие десятилетия профессиональный уровень театрального искусства значительно возрос. Наряду с произведениями национальной драматургии ставились пьесы мировой классики, были представлены бессмертные произведения Шекспира, Шиллера, Мольера и других великих европейских авторов. Сформировалось целое поколение талантливых артистов. Великий армянские трагики Петрос Адамян и Сирануйш покоряли Петербург, Москву, Константинополь. В 1880 Адамян впервые на армянском языке исполнил роль Гамлета. Русские зрители, несмотря на непонятный им армянский язык, на котором играл Петрос Адамян, гастролируя в Москве и Петербурге, встречали овациями его выступления в заглавной роли в шекспировской трагедии «Гамлет». Его Гамлет был человеком, переживавшим не трагедию безволия, а трагедию скованной воли, не изображение человека, подчинившегося злу, а образ борца, поднявшего меч против зла и насилия. Создав образ «действующего» Гамлета, Адамян продолжил традицию гениального русского трагика П. С. Мочалова. Но как великий художник, Адамян сделал это в своеобразном национальном преломлении, отразив судьбу родного ему армянского народа, никогда не знавшего трагедии безволия, но слишком хорошо знавшего трагедию цепей неволи; никогда не мирившегося со злом и насилием, а веками боровшегося со своими поработителями

В 1921 году в Ереване был создан Армянский академический театр, которому в 1937 году было присвоено имя Г. Сундукяна. Он открылся в январе 1922 года спектаклем "Пэпо" Сундукяна. Узнав об открытии первого государственного театра в Армении, с разных уголков мира в Ереван съехались лучшие актеры-армяне, которые и составили первую труппу театра.

Первый армянский государственный театр был основан в 1922 г. в столице Армении — Ереване, в дальнейшем — в Гюмри, Ванадзоре и других городах. Были продолжены классические традиции, поставлены пьесы европейских, русских и армянских авторов. Армянскую актерскую школу развивали Грачья Нерсисян, Вагарш Вагаршян, Асмик Акопян, Арус Восканян, Авет Аветисян и многие другие армянские актеры.

Метки: , , ,

5 278

Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать эти HTML-теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*